23/01/2009 - 20:58 | Разное

Выход - там же, где и вход

С того момента как «Чемпионат.ру» первым из российских СМИ поднял тему тендера «НТВ-Плюс» и лишения ТК «Спорт» прав на трансляцию матчей российского чемпионата, мы получили огромное количество комментариев. Обычные посетители портала, специалисты, участники этого события - все торопились поделиться своей точкой зрения. Если исходить из большинства этих высказываний, создастся стойкое впечатление, что «жадные капиталисты» из «НТВ-Плюс» лишили «бедный и несчастный» федеральный телеканал футбола. Но очевидно, что к истинной ситуации это не имеет никакого отношения. Выслушав многих, а также опираясь на собственную информацию и мнение, мы решили расставить все точки над i.

Для начала представим участников коллизии.

1. РФПЛ. Организация, представляющая интересы 16 ведущих российских футбольных клубов, создана для того, чтобы зарабатывать деньги и популяризировать российский футбол. Чем больше доход, тем лучше клубам.
2. «НТВ-Плюс». Телекомпания выкупила права на показ российского футбола сроком на четыре года за $ 100 млн. Число абонентов - 700000 человек.
3. Телеканал «Спорт». Изначально создавался как социальный некоммерческий проект, направленный на популяризацию всего российского спорта. Существует прежде всего на средства государства, получаемые каналом от ВГТРК.
4. Российские футбольные болельщики. Граждане РФ, увлечённые футболом и жаждущие на халяву наслаждаться футбольным зрелищем, при этом требующие высокого качества показа, комментариев, а также зрелищной игры от клубов РФПЛ.

Теперь несколько фактов и цифр.

Каждый матч тура российской Премьер-Лиги транслируется по Первому каналу, чем не может похвастать практически ни одна страна Европы. Матчи местных команд можно увидеть по девяти региональным каналам (при этом почему-то отсутствуют телекомпании из московского региона, которые показывали бы матчи столичных команд). Ну и не забываем про «НТВ-Плюс», где все матчи транслируются в прямом эфире.

Четыре миллиона евро заплатил ТК «Спорт» за приобретение прав на трёхлетний показ матчей чемпионата Италии. Естественно возникает вопрос: почему бы не найти эту же сумму (шесть миллионов долларов США) в год на покупку прав на трансляцию чемпионата России? Понятно, что наш турнир обойдётся в три раза дороже, но ведь по популярности эти два чемпионата несопоставимы. Даже самый популярный матч серии А не соберёт столько зрителей, сколько любое противостояние российского первенства.

Впрочем, дело даже не в этом. ТК «Спорт» необходимо определиться: либо он является коммерческим каналом, пытающимся получить выгоду от рекламы и спонсорства, либо социальным проектом. Почему федерации некоторых видов спорта должны платить сотни тысяч долларов за то, чтобы присутствовать на телевидении? Почему некоторые лиги должны оплачивать техническое обеспечение и проведение трансляций своих матчей, когда ТК «Спорт» получает за это деньги из бюджета государства? Ведь если это социальный проект, то он должен жить по другим принципам. Кстати, юридическим лицом телеканала является НП (некоммерческое партнёрство) «Росмедиаком», которое, согласно закону, не имеет права работать на извлечение выгоды.

При этом мы все прекрасно понимаем, что ТК «Спорт», прикрываясь своей социальной направленностью и пользуясь поддержкой первых лиц государства, потребует и наверняка получит права на российский футбол чуть ли не бесплатно. Пойдёт ли это на пользу? Не уверен.

Оставим ТК «Спорт». Задумаемся о том, почему в тендере не приняли участие другие каналы. Почему любой другой телеканал не нашёл шесть миллионов на телеправа на показ чемпионата России? Ответ очень прост: российский футбол не представляет собой маркетингового интереса. А вот за это уже должны отвечать РФПЛ и сами клубы, которые просто обязаны приложить максимум усилий для того, чтобы спонсоры вкладывали деньги в футбол не как в социальное явление, а как в сильный маркетинговый инструмент. Что, собственно, происходит на Западе.

Теперь вернёмся к «НТВ-Плюс». Многие уверены, что те сумасшедшие $ 100 млн - это деньги компании «Газпром», и никакой финансовой выгоды права на показ российского футбола телевизионщикам не приносят. Меценатство? Я придерживаюсь другого мнения.

Значительная часть из 700.000 имеющихся активных абонентов платят «НТВ-Плюс» исключительно за спортивные каналы. Ведь гораздо проще установить «Акадо», «Стрим», «Корбину» и другие кабельные каналы. Спортивный пакет «НТВ-Плюс» - это то преимущество, ради которого мужчины убеждают своих женщин, а дети своих родителей в том, что тарелка лучше обычного кабеля, а потом портят балконы квартир и крыши домов полуметровыми антеннами. Кстати, средний ежемесячный доход от одного абонента составляет около 40 долларов США (по данным самой компании «НТВ-Плюс»). Это означает, что за 2008 год компания получила около $ 336 млн. Умножьте эти цифры на четыре - получим около $ 1,5 млрд. Права на трансляцию матчей РФПЛ стоят 6,5% от этой суммы, ну не забываем и про техническое обеспечение трансляций, это где-то еще 1,5%. Так что не надо утверждать о том, что господа из «НТВ-Плюс» - меценаты. Покупка прав на показ российского футбола - это тонко рассчитанная коммерческая выгода канала, без спортивного пакета «НТВ-Плюс» просто уступил бы пальму первенства «Акадо» или «Стриму». Посмотрите, что стало с «Космос-ТВ» - та же участь может ожидать и «НТВ-Плюс», не инвестируй они в спорт.

Резюмируя, предложу свои варианты решения ситуации.
1. Поскольку большинство платёжеспособного и активного населения страны, интересующегося спортом номер один, проживает в московском регионе, одному или двум столичным каналам необходимо начать трансляцию матчей Премьер-Лиги.
2. «НТВ-Плюс», как главное ответственное лицо, должен значительно улучшить качество телевизионной картинки и освещения российского первенства. Также желательно включить свой спортивный пакет в трансляции на других кабельных каналах («Корбина», «Стрим» и пр.), увеличив тем самым охват аудитории. Кроме того, в качестве маркетинговой акции было бы неплохо выдавать антенну и ресивер бесплатно (затраты компании на это оборудование (около 4000 рублей за комплект) при минимальном ежемесячном платеже в 300 рублей окупятся уже через год.
3. Начать производить live-трансляции через официальный сайт РФПЛ, где стоимость просмотра одного матча составила бы 30-50 рублей.
4. На нескольких федеральных каналах обязательно должны появиться еженедельные обзорные программы о футболе, наподобие «Футбольного обозрения» или «Футбола с Виктором Гусевым».
5. РФПЛ необходимо в корне пересмотреть свое отношение к маркетингу. Российский футбол должен стать привлекательным как для потребителей, так и для спонсоров. Для этого должна быть разработана маркетинговая стратегия, которая в лиге, увы, пока отсутствует.
6. Болельщикам, желающим смотреть больше футбола, следует за это платить. Понятно, что эти деньги пойдут в бюджеты российских клубов и на развитие инфраструктуры.

Блог Дмитрия Сергеева
Метки: Метки для новости Выход - там же, где и вход не найдены :-(
Футбольные клубы: C новостью Выход - там же, где и вход не связан ни один футбольный клуб.
Главные новости
17/08/2016 - 16:58
Массимо Каррера назначен главным тренером "Спартака" Массимо Каррера назначен главным тренером "Спартака"
52-летний итальянский специалист Массимо Каррера решением совета директоров московского "Спартака" назначен главным тренером команды.
05/08/2016 - 20:42
Московский "Спартак" сменил тренера Московский "Спартак" сменил тренера
Как сообщает "Матч ТВ", новым главным тренером московского "Спартака" станет Курбан Бердыев, нынешний наставник "Ростова". Отмечается, что специалист уже согласовал с руководством красно-белых двухгодичный контракт.
11/07/2016 - 00:52
Португалия стала чемпионом Европы Португалия стала чемпионом Европы
Сборная Португалии стала победителем чемпионата Европы 2016, обыграв сборную Франции в дополнительное время на стадионе "Стад де Франс" со счётом 1:0.